logo of the school Вторник, 27.10.2020, 12:48

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12

имени Героя России А.Ю. Ширяева"

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]
ЕГЭ [3]
В этом разделе представлены актуальные статьи по ЕГЭ
Отчет о работе [1]
В данной категории размещены отчеты об итогах работы школы

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа














Главная » Статьи » Мои статьи

Стресс. Как справиться со стрессом на экзамене?
Профилактическое занятие
СТРЕСС. КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?

Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации на экзамене.
Материал к занятию:
карточки с  утверждениями к упражнению «Откровенно говоря…», раздаточный материал к упражнению «Эксперимент», старые газеты, листы бумаги А4, карандаши цветные, краски, восковые мелки.

1.Упражнение «Кораблекрушение».
Цель: настрой на занятие, развитие коммуникативных умений.
Инструкция:  «Представьте, что наш корабль потерпел кораблекрушение. Мы смогли выбраться на одиноко стоящую средь волн скалу (разложенные листы А4 – скалистый остров) мы должны распределиться по этим листам. Но море бушует, от нашей скалы отламываются камни (листы), и остров уменьшается. Если кто встанет мимо листа, тот окажется в бушующих водах. Наша задача: сохранить друг друга. (Ведущий по одному листу бумаги убирает из-под ног участников упражнения).
Обсуждение упражнения.

2. Упражнение «Откровенно говоря».
Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.
Материал: карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным».
Примерное содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой…
Откровенно говоря, когда у меня свободное время…
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…
Обсуждение упражнения: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

3. Упражнение. «Эксперимент».
Цель: моделирование ситуации, научить самообладанию в стрессовых ситуациях.
Инструкция: «Каждый  из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания - 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения  задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».
Содержание задания:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»

4. Презентация темы.
Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. И значит,  необходимо разобраться с тем, что такое стресс и какое влияние оказывает на человека ситуация неопределенности.
Стресс-это своего рода сигнал бедствия, который заставляет тело приготовиться «либо к бою, либо к бегству». Стресс мобилизует нас на борьбу с неожиданным препятствием.
Информирование
Научные исследования говорят о наличии двух больших групп людей, переживающих стресс. В зависимости от того, как ведут себя старшеклассники в тревожной ситуации перед предстоящими экзаменами, всех ребят можно разделить на две группы. Одни приходят в состоянии повышенной мобилизации, готовы отстаивать свои права на хорошую отметку, т.е. проявляют качества, аналогичные спортивной злости, помогающей выиграть. Другие суетливо листают учебник. Эти ребята заранее предчувствуют поражение. Взяв экзаменационный билет, они не могут сразу прочитать вопросы.
Медики и психологи установили, что экзамен затрагивает  глубокие пласты личности. Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен - уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя Человеком. При этом не играет роли даже « объективный результат»- полученные отметки. Хорошую оценку такие ученики  объясняют  «счастливым случаем», удачным билетом, а не результатом собственного труда. Экзамен оказывается поводом еще раз убедиться в собственной несостоятельности. Формируется замкнутый круг: прошлые неудачи - сходный тип  реагирования на них- новая неудача- закрепление способа реагирования- так и накапливается груз неудач. Неудача для таких людей равносильна личностному поражению, т.к. затрагивает глубокие пласты самооценки

5. Таблица «Позитивные и негативные установки».
Цель: познакомить с когнитивными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена; переформулировать нездоровые установки на здоровые.

 

Психологический фактор

Негативная установка

Позитивная установка

1. Негативная  установка на экзамен.

У меня ничего не получится.

Я надеюсь и верю, что у меня все получится.
Правило № 1.Делай, что должен, и будь, что будет.

Правило №2. Думай о задании, а не об оценке.

2. Негативное отношение к себе.

Я бездарь и неудачник.

Я уважаю и люблю себя.

3. Стремление быть совершенным.

Я НЕ имею права на ошибку. Я обязан все делать на «отлично».
Я обязан быть успешным.

Каждый человек имеет право на ошибку.
Я имею право иногда быть неуспешным.

6. Упражнение «Слова поддержки».
Цель: научить поддерживать себя в ситуации экзамена.
Инструкция: «Напишите слова ободрения и поддержки, как если бы их сказал человек,  который верит в вас и уважает вас».
Обсуждение упражнения.
Правило №3. Поддерживай себя, особенно в трудный момент.

7. Мини-лекция о стрессе
Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.
Информирование.
Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:
1- реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, кроме того, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.
2- фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период- укрепление уверенности ребенка в себе.
3- реакция истощения, когда после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.
ПРАВИЛО №4. Стресс - норма жизни. Главное - не доводить себя до третьей фазы.

8. Мини- лекция
«Способы снятия нервно-психического напряжения».
Цель: познакомить с понятием саморегуляции  и предложить эффективные способы снятия напряжения.
Презентация темы.
Ведущий: « Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.
Способы снятия нервно- психического напряжения:
1) Спортивные занятия.
2) Контрастный душ.
3) Стирка белья вручную.
4) Мытье посуды.
5) Скомкать газету и выбросить ее.
6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче».  Затем выбросить на помойку.
7) Слепить из газеты свое настроение.
8) Закрасить газетный разворот.
9) Громко спеть любимую песню.
10) Покричать то громко, то тихо.
11) Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
12)  Погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в « коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».
9. Мини-лекция «РЕЛАКСАЦИЯ»
Цель: познакомить с понятием релаксация.
Информирование.
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

10.Упражнение: «Дыхательная релаксация».
Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
Инструкция: «Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».
Обсуждение упражнения: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

11.Упражнение. «Мышечная релаксация».
Цель: научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации.
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц.
1- дыхание: вдох (с надуванием диафрагмы)- задержка дыхания - медленный выдох через рот (3-5 раз);
2- на вдохе поднять брови (удивиться)- задержка дыхания - медленно опускать брови на выдохе (3-5 раз);
3- на вдохе зажмурить глаза - задержка дыхания - медленно открывать глаза на выдохе(3-5 раз);
4- на вдохе растянуть улыбку (оскалиться)- задержать дыхание - медленно на выдохе убрать улыбку(3-5 раз);
5-руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь - задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз);
6- делать одновременно упражнения 3-4-5;
7- сесть на кончике стула, спина прямая, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержка дыхания - медленный выдох».
Обсуждение упражнения:
-Как поменялось ваше состояние?
-Возникли ли трудности при выполнении упражнения?

12.  Визуализация
«Спасительный свет»
Цель: совершенствование способности контролировать свои эмоции, развивать навык концентрировать внимание на созданном в мыслях образе.
Ведущий: Представьте, что вы находитесь в темной сырой холодной каменной пещере. Вы совершенно ничего не видите. Вглядываетесь в темноту…. Кругом мрак и холод.. пытаетесь пройти вперед… Осторожно!!! Камни под ногами, не споткнитесь… возможно ваши руки, прикоснувшись к стене,  ощущают  холод от сырого камня…. Вы осторожно движетесь вперед… глухая темнота… а, это что такое? Похоже, что вдали что-то сверкнуло… да, впереди как будто что-то светится. Слабый отсвет неясного источника света манит… вы аккуратно, ступая по камням, пробираетесь во мгле в сторону спасительного света…. Ближе, ближе, точно, это свет! Но что есть источником света? Вы уже увереннее движетесь, свет отчетливо виден, он озаряет вокруг  небольшое пространство… Туда. Туда… уже четко видно, что это….. что это? Каждый видит свой источник света. Подойдите ближе, ближе, … постойте рядом, погрейтесь … оглядитесь округ… насладитесь этим светом и теплом…. Этот свет постепенно заполняет ваше сердце, тело… вам тепло, приятно и спокойно… насладитесь этим чувством….
Участникам предлагается нарисовать свой источник света.
Обсуждение упражнения.

13. Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятий.

Категория: Мои статьи | Добавил: Krom (24.04.2020)
Просмотров: 50 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright Ucoz © 2020Бесплатный хостинг uCoz